Прошло относительно немного времени с момента презентации принтера VIVIDJET – планшетного принтера с подвижным столом, который способен печатать фактически на любых твердых поверхносях. Мы не будем подробнее останавливаться на этой машине, а отсылаем интересующихся к соответствующей статье на сайте ZENONLINE.RU и в тему форума, которая была посвящена аппарату VIVIDJET. Тема же данного материала – новая разработка. Принтер VIVIDTEX для прямой печати по футболкам. Точнее говоря, по любым текстильным поверхностям, не только по футболкам. Однако футболки – статистически, это самое частое применение подобных принтеров.
Таким образом, в ряду сувенирных принтеров очередное пополнение! VIVIDTEX может запечатать заготовку из ткани с форматом рисунка до 335 х 487 мм. Само изображение наносится с помощью специальных чернил, которые имеют высокую степень укрывистости и хорошо ложатся на высокоабсорбирующие шероховатые поверхности, каковыми являются текстильные материалы.
- Как известно, печать на ткани – это достаточно непростой технологический процесс. Ведь ткани в процессе эксплуатации подвергаются жесточайшим испытаниям – многократным сминаниям и растяжениям, длительной экспозиции на солнце, стирке в агрессивных моющих растворах, задачи которых – "отодрать" от текстиля всю "нечисть", оставив после стирки их девственно чистыми. А поэтому краски, которые наносятся на ткань, должны иметь исключительные прочность, влаго- и химическую устойчивость, устойчивость к ультрафиолету, к абразивным воздействиям и т.д. Для экологии важно, чтобы такие краски не влияли негативно на кожу человека. Да ко всему прочему, экономика требует, чтобы краски и методы их нанесения были недорогими.
Буквально до начала 90-х годов прошлого века в технологиях нанесения изображений безраздельно властвовала шелкотрафаретная (сеткографическая) печать. Это аналоговый способ нанесения через трафаретное сито. При этом, если изображение должно было быть цветным, нужно накладывать несколько слоев друг на друга. Технологии шелкографии настолько стары и разработаны, что себестоимость отпечатка удалось сделать очень низкой. Но у этой технологии два существенных недостатка 1). Это аналоговый способ, требующий наличия навыка персонала и должной аккуратности и 2). Этот способ печати становится рентабельным только при относительно высоких тиражах (100 штук и более).
Для нанесения изрображений на синтетических тканях, также применяется технология сублимации – окрашивания ткани при высокой температуре, когда сухой краситель с трансфера возгоняется (т.е. "перескакивает" из твердого сразу в газообразное фазовое состояние – минуя жидкое), окрашивая таким образом полиэстр и другую синтетику. Но в данной статье мы рассматриваем только способы нанесения изображений на ткани из натуральных волокон – лен, хлопок и подобные. Поэтому, оставим тему сублимации за рамками этого материала.
Наряду с шелкографией, получила распространения также аналоговая термопечать. Суть ее в том, что изображение наносится не непосредственно на футболку, а сначала на промежуточный носитель – трансфер. Краски, при этом, применяются особые. И уже с трансфера картинка переносится на ткань с помощью высокой температуры (под действием термопресса или даже бытового утюга). Преимущество этого метода в том, что с помощью дешевой полиграфии можно заранее сделать большие тиражи термотрансферов, а затем предоставить широкий выбор трансферов в распоряжение конечного изготовителя, который с помощью дешевого процесса термопереноса выполняет конечные заказы, зачастую единичные.
Оба способа не дорогие, а трансфер, кроме того, дает возможность выполнять индивидуальные заказы клиентов по их выбору дизайна, в рамках ассортимента трансферов (для чего выпускались каталоги).
Однако, существует оргомный рынок малых тиражей (до 100 штук), который не рентабелен и долог для шелкографии и недоступен для крупносерийного термотрансфера. А когда к середине 90-х подоспели цифровые способы печати изображений (в т.ч. цветных), возникла идея цифрового термотрансфера. Суть его в том, что на специальную бумагу, на которую наносится слой термоклея, наносится печать с помощью струйного принтера или лазерного копира/принтера, а потом полученный транфер уже привычным способом переносится на футболку. Так возник цифровой термотрансфер, основой которого стали термобумаги.
В этом месте следует сделать отсупление и сказать, что существует еще один способ изготовления индивидуальных дизайнов на ткани – темотрансферные пленки для плоттерной резки. Но в рамках данной статьи мы его не рассматриваем, потому что этот способ до самого последнего времени не позволял изготавливать полноцветные, полутоновые изображения (типа фотографий). В последние годы появились специальные термопленки для печати по ним струйными принтерами (как водного, так и сольвентного типов), однако следует признать, что такая термопленка – это скорее разновидность термобумаги.
Описанные выше технологии, родоначальником которых в России стала компания ЗЕНОН в 1995 году, позволила рентабельно производить даже единичные экземпляры футболок с дизайном на заказ. Но мечты рекламистов и сувенирщиков всегда были о возможности прямой печати на текстиль - безо всяких промежуточных носителей. Это сулило повышение производительности печати и снижение себестоимости производства. Кроме того, как ни крути, изображение, напечатанное с помощью термобумаги или термопленки на ощупь получалось несколько чужеродным мягкой структуре ткани. Другими словами, термокартинки на текстиле, на ощупь, выглядят искусственными, и с экологической точки зрения не совсем приятными телу (особенно, когда человек потеет).
Принтер VIVIDTEX – это как раз такой аппарат. Имеющий в основе механизм и дизайн VIVIDJET, он имеет немного модифицированный печатный стол (для надежного закрепления футболок), а в качестве чернил использованы особые текстильные чернила совеременной разработки.
Работа с принтером чрезвычайно проста – футболка или другое текстильное изделие закрепляется с помощью рамы на подвижном печатном столе, а затем, в процессе печати, стол движется под сканирующей печатающей головкой. Сам печатный стол изготовлен с возможностью ручной регулировки по высоте. Такое конструктивное решение принято по нескольким причинам: во-первых, во время печати можно регулировать зазор относительно печатающей головки, чтобы получить идеальное изображение, а также – избежать брака при не идальной натяжке ткани на столе. Высота подъема стола определяется системой фотодатчиков, которая при опасном приближении фрагмента ткани к печатающей головке, включает индикатор на панели управления принтера. Если индикатор загорается во время печати, можно успеть опустить стол. Во-вторых, регулирование высоты печатного стола необходимо для удобства закрепления изделий различной толщины.
Принтер хорошо автоматизирован – предусмотрены как автоматическая, так и ручная системы чистки печатающих головок. Способы и варианты очистки пользователь выбирает на свое усмотрение. К тому же, принтер универсален – достаточно слить текстильные чернила из системы подачи чернил, промыть чернильно-головочный тракт с головками, и можно заливать стандартные сольвентные чернила для печати на любых твердых поверхностях. В этом случае аппарат превращается в VIVIDJET – сувенирный принтер, уже хорошо известный на рынке, со всеми его возможностями и достоинствами. И все это по одной цене, только меняй чернила!
По всем вопросам приобретения нового принтера VIVIDTEX, пожалуйста обращайтесь в отдел цифровых технологий компании ЗЕНОН к Андрею Бочарову ( andrew.b@zenonline.ru ). Поставки оборудования уже начаты! А на все вопросы мы готовы ответить в данной теме нашего Форума.